mirrormagic.ru

Суббота,20 апреля 2024

Проклятье царя

Проклятье царя

Проклятье царя

Автор: Письменская Н.П.
15.04.2020
Проклятия
950 просмотров

«Мужик с дурным глазом»

Мужик с дурным глазом, РепинИлья Ефимович Репин родился 05 августа 1844г. в небольшом украинском городе Чугуеве, что под Харьковом. Учился грамоте у матери и местного дьяка. Молодой человек проявил талант в живописи и лепке, учился у местного иконописца Бунакова около двух лет. Потом работал с артелью иконописцев, зарабатывал деньги, помог семье, и уехал в Санкт-Петербург, где записался в рисовальную школу общества поощрения художников. 1864г. стал вольнослушателем Академии художеств Санкт-Петербурга. В 1871г. написал дипломную работу – картину «Воскресенье дочери Иаира», за которую был удостоен Большой Золотой Медали, звание художника первой степени, и право на шестилетнюю бесплатную поездку заграницу с полным пансионом, которую он немного отложил, решив поработать дома. Написал «Бурлаков на Волге» (1870-1873гг.) и ещё ряд произведений. Потом поехал в пенсионерскую зарубежную поездку, где тоже написал много картин, например, «Садко» в 1876г. и другие, и вернулся в Россию. Илья Ефимович Репин хотел поселиться в Москве, на заехал на малую Родину в Чугуев, где написал выразительные портреты местных горожан, среди них «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом». Вообще Илья Ефимович Репин был мистическим художником, по крайней мере, две его мистические картины говорят об этом. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, он здоровый и ещё не старый человек оказался болен. Возможно, эта болезнь была связана с иным событием – написанием портрета «Мужик с дурным глазом». Репин рассказывал Стасову: «Это Иван Радов, мастер золотых дел. Он приходится дальним родственником нашей семье, и действительно имеет дурную репутацию колдуна». «Ну, Илья Ефимович, в наш просвещённый век такая репутация просто смешит!» – улыбался Стасов, но в тоже время настороженно посмотрел на портрет. «Как Вам угодно. Но силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Словом, после этой встречи в своём родном городе Чугуеве Илья Ефимович еле оклемался.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»

Илья Ефимович начал напряжённо работать и создал много шедевров: «Царевна Софья Алексеевна» (1879 г.), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883 гг.), «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану» (1880-1891 гг.), «Не ждали» (1884-1888 гг.), и много других прекрасных полотен. Но особенно на его жизнь повлияла вторая его мистическая картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Репина всегда интересовали пограничные психологические состояния людей. Илья Ефимович Репин был гениально одарённым художником, испытывал сильные впечатления, потрясения от выбранного сюжета, ярко, образно представляя эту картину, к воспроизведению которой он серьёзно готовился, прорабатывал каждую мелочь, каждую деталь – ковры, убранство стен, одежда, даже сапоги царевича были расписаны им собственноручно. В Петербурге Репин познакомился с писателем Всеволодом Гаршиным (знакомым нам по сказке «Лягушка-путешественница»), он и стал моделью царевича. При одном взгляде на этого человека, становилось ясно, что он не жилец на белом свете. «В лице Гаршина – говорил Репин, – меня поразила обречённость, у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно». И ведь он действительно вскоре погиб. Он был душевнобольным и через несколько лет шагнул в лестничный пролёт. Но «проклятье царя» задело и самого Репина. С момента написания «чёрной картины» – «Ивана Грозного и сына», – начались странности. «Кого Вы напишите, те тотчас умирают!» – заметил кто-то во время беседы с художником, – Гаршин, Мусоргский, Писемский, Столыпин. «Да, были и другие» – вздохнул Репин, – Плеве, Игнатьев, Победоносцев. Множество! И очень многие не своей смертью. Можно добавить императора Николая II и его семью, портреты которых он написал.

Грехи Царя

Иван Грозный убивает сынаПочему же картина получилась такая мистическая? Во-первых, сама личность Ивана Грозного была мистической. Иван Грозный имел очень свирепый нрав, мог казнить собственноручно, мог пытать своих подданных, потом молиться долго и исступлённо. С одной стороны, молился о прощении, с другой стороны, был страшный развратник, и растлитель молодых девиц. Одних жён у него было семь. За свои грехи и убийство сына он понёс наказание, последние дни его были ужасны. Неся в себе страшные заболевания, он распорядился по свидетельству Джерома Горсея – английского дворянина, привести шестьдесят колдуний, которых собрали между Холмогорами и Лапландией. Они должны были предсказывать будущее своему монарху. Их держали под стражей, ходил к ним и приносил еду, любимец царя – Богдан Бельский, он же должен был узнавать у них пророчества о персоне царя. Колдуньи указали, что царь умрёт 18 марта 1584г. Бельский не решился сказать это царю, но царь всё же узнал о пророчестве. Тогда он велел сжечь заживо колдуний за неверный прогноз, если он останется жив 18 марта 1584г. В полдень 18 марта 1584г. царь Иван Грозный послал Богдана Бельского к ворожеям с угрозой расправы. Но колдуньи завопили, что день ещё не кончался. Тогда царь приказал готовить себе баню для купания. С 15 до 19 часов царь парился. В 19 часов его принесли в спальню. Ему было всего 53 года, но здоровье его резко пошатнулось, он даже не мог ходить. Одет он был в роскошный халат, полотняную рубаху, чулки. Царь велел принести шахматную доску и стал расставлять шахматные фигуры на доске, как у него приключился приступ удушья, и он так и умер, держа в руке фигуру короля.

«…он был приятной наружности…»

Описание внешности Ивана Грозного англичанином Джеромом Горсеем: «он был приятной наружности, имел хорошие черты лица. Высокий лоб, низкий голос. Настоящий скиф, храбрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства». Вот такую не простую, одиозную личность в самый трагический момент его жизни пытался изобразить Илья Ефимович Репин. Самым выделяющимся фрагментом картины является лицо царя с выпученными глазами, в полном безумии смотрящими в никуда. Сквозь левую руку струится кровь сына из раны, которую он пытается зажать. Реалистичность потрясающая, здесь даже злосчастный посох, которым отец убил сына. Репину всё не удавалось изобразить живую кровь, пока он не стал невольным свидетелем сцены, в которой экипаж сбил женщину. И он увидел живую кровь, струящуюся по лицу женщины. Репин быстро вернулся в свою мастерскую и живо изобразил увиденную сцену. Струящаяся кровь в картине действительно ожила.

Успех у публики

После окончания Репиным этой страшной картины, она выставлялась в княжеском доме Юсупова. Картины Репина имели всегда большой успех у публики, но только не эта картина. Публика была шокирована, дамы падали в обморок. Победоносцев, обер-прокурор святейшего Синода, получил одобрение у Александра III на запрещение показа картины. Её приобрёл Третьяков, но без права экспозиции. Но через три года запрет сняли, и её экспонировали в Третьяковский галерее, в 1913 г. Иконописец Абрам Балашов нанёс ей три удара ножом по лицу царя и его сына с криками «Довольно крови!». Репин участвовал в реставрации своей картины.

Мистика

С Репиным начались мистические вещи – трагедия. У великого художника стала отниматься правая рука. Никакими методами болезнь не могли победить. Он перестал работать. Затем он купил первое поместье – участок в Здравнёво (на территории нынешней Белоруссии), но и там без мистики не обошлось. В своих письмах Репин часто поминает белорусских деревенских колдунов, из жутковатые обряды, вроде «залома на ржи» – на чью-то погибель. Но крестьяне любили своего барина, он впрягался вместе со своими работниками в обмолот зерна, вывоз навоза на поля. Для него не было грязной работы. В то же время он опять начал писать на сельскохозяйственные темы. Наконец-то кисть опять стала слушаться Репина, хотя писать долго правой рукой ему было трудно, но зато левая рука стала служить ему также хорошо, как и правая. Творчество гениального художника продолжилась. Я думаю, что сельские колдуны как-то помогали ему спастись от проклятья царя Ивана Грозного.

Записаться на прием можно бесплатно!
По тел.: 8 (800) 301-06-76